С тех пор как в 1987 году на Запорожском автомобильном заводе
приступили к серийному производству модели ЗАЗ-1102 «Таврия», прошло немало
времени. За этот период в судьбе этой модели были взлеты и падения.
Первоначально это была небольшая сенсация от украинского производителя
легковых автомобилей. Многие сразу полюбили «Таврию» за ее современный
дизайн и конструкцию, экономичный двигатель, динамичность, компактность,
доступную цену...
После развала «Союза», разрыва связей с поставщиками
комплектующих из других республик положительный имидж машины был
испорчен низким качеством изготовления деталей на неспециализированных
украинских предприятиях и плохой сборкой, что отразилось на снижении
ресурса агрегатов и автомобиля в целом. Негативное влияние оказали и
недостатки, выявленные после длительной эксплуатации «Таврий» первых
годов выпуска: низкая антикоррозионная защита кузова, плохое качество
окраски.
Активная работа по устранению всех имеющихся недостатков «Таврии» и
повышению качества ее изготовления началась с образованием совместного
украинско-корейского предприятия «АвтоЗАЗ-ДЭУ» (в 1998 г.). Итогом стало
начало серийного производства двух модификаций: «Таврии» переходного
периода и модернизированной — «Таврия Нова». «Таврия» переходного
периода — это практически тот же автомобиль, который выпускался ранее.
Отличие состоит только в качестве его изготовления, которое было
доведено до требований, заложенных конструкторами при проектировании
этой модели.
Модификация «Таврия Нова» — это полностью модернизированный
автомобиль, в конструкцию которого с целью улучшения
технико-эксплуатационных показателей и устранения выявленных недостатков
были внесено около 300 изменений. Модернизации были подвергнуты
практически все узлы и агрегаты, о чем «Автоцентр» писал не раз, но по
просьбе читателей коротко напомним эту информацию.
Кузов за счет увеличения толщины отдельных деталей стал более прочным
и жестким, введены усилители передних стоек, проемов дверей и заднего
лонжерона, улучшена герметичность, установлены дополнительные
виброгасящие и противоскрипные прокладки, уменьшены зазоры между
кузовными деталями. Для повышения ресурса двигателя и улучшения
показателей его работы силового агрегата стали применяться более
высококачественные материалы, повысилось качество изготовления деталей и
сборки, оптимальный тепловой режим работы силового агрегата стал
обеспечиваться более мощным электровентилятором, систему выпуска
отработавших газов оснастили глушителем из коррозионно стойкой стали и
более прочным фланцем приемной выхлопной трубы.
Существенной модернизации подверглось шасси «Таврии». Амортизационные
стойки и амортизаторы задней подвески сейчас изготавливают другие
производители, обеспечивающие этим узлам лучшие характеристики и высокую
долговечность. На амортизационные стойки установили обжимку тарелки
буфера, которая исключает «рассухаривание» штока, изменен состав
материалов опор амортизационной стойки, сайлент-блоков рычагов и
реактивной тяги передней подвески, втулок амортизаторов задней подвески.
Рейка рулевого механизма теперь изготавливается из износостойкого
материала «десмопан», повысилась долговечность модернизированных
шарниров рулевых тяг и шаровых опор. В конструкцию тормозной системы
внедрен вакуумный усилитель со сниженным «пороговым» усилием
срабатывания, а также скобы передних тормозов с увеличенной поверхностью
охлаждения.
Немало изменений внесено и в электрооборудование. На автомобиль стали
устанавливать более мощные стартер и генератор, новую катушку зажигания
с увеличенной энергией искры, более надежный датчик включения
вентилятора с позолоченными контактами, чешские блок-фары с
гидрокорректором светового потока, высокоточный керамический резистор
датчика уровня топлива.
Похорошела «Таврия» и внешне, в чем наверняка успели убедиться
многие. Для окраски кузова используются технология и высококачественные
лакокрасочные материалы всемирно известной фирмы PPG Industries.
Изменена облицовка радиатора, появился спойлер на задней двери со
встроенным стоп-сигналом, улучшен дизайн декоративных колпаков.
Безусловно, все эти новшества не могли остается незамеченными. Это
как-то должно было отразиться на имидже «Таврии». Тем более что после
начала производства модификаций «Таврия Нова» и «Таврия» переходного
периода со сборочного конвейера АвтоЗАЗа сошло около 20 тыс. машин.
Некоторые из них уже успели пробежать по 50 тыс. км и более. О том, как
эти машины себя зарекомендовали и что о них думают, мы поинтересовались
у их владельцев.
Иванов Федор, водитель Водительский стаж — 6 мес. Пробег автомобиля — около 100 тыс. км.
— Своим служебным автомобилем «Таврия Нова» я очень доволен.
Ее возраст на данный момент составил чуть больше года. Кроме меня,
на ней ездят все кому не лень, и кто как умеет. Ежедневно он
проходит около 300 км. При такой интенсивной эксплуатации на
данный момент общий пробег составил около 100 тыс. км. Точно
сказать не могу, так как полгода назад на отметке 51 тыс. км вышел
из строя спидометр. За все время эксплуатации не было ни одной
серьезной поломки, за исключением мелких неисправностей. Если бы
она была у одного хозяина, то с ней бы вообще проблем не было.
Однако бояться поломок не стоит. Запчасти к этому
автомобилю очень дешевые. Например, дверь стоит около 90 грн. К
какой марке автомобиля вы сможете найти детали дешевле? Ни к
какой. В самом начале из-за неправильной эксплуатации нашей
«Таврии» пришлось ремонтировать двигатель, точнее, менять
вкладыши. Так вот на материалы мы потратили всего 60 грн.
Машина для города — лучше не придумаешь. Когда я на ней
езжу, пробок для меня не существует. Благодаря своим размерам она
проходит в любые «щели».
Яценко Олег, водитель Возраст — 30 лет Профессия — таксист Пробег автомобиля — 15 тыс. км
— Так сложилось, что на данный момент на своей «Таврии» я
работаю таксистом. «Грачуя» по городу, эту машину я убиваю каждый
день. За 15 тыс. пробега под капот машины я еще не заглядывал. При
обкатке поменял три раза моторное масло и больше ничего не делал.
Расход топлива меня также вполне устраивает. При том, что я люблю
поездить быстро, в городе расход не превышает 7 литров. Что
касается качества машины, то оно вполне соответствует цене. За
такие деньги я не хочу 10-летнюю «убитую» «восьмерку» или
«девятку», которые из-за своей старости постоянно ломаются, и
нужно тратиться на запчасти и ремонт. Я предпочитаю новую машину.
До «Таврии» у меня была «единичка» — «Жигуль», но я всегда мечтал
о новой машине. За обстановкой вокруг «Таврии» я следил давно,
читал публикации в газетах «Автоцентр» и «Автомобиль». Как только
«Таврия Нова» появились в продаже, я продал свой «Жигуль» и без
обдумывания купил ее. Да, конечно, недоделки в ней есть,
например, то же качество сборки салона — панели немного
дребезжали, но ничего страшного. Я разобрал «карты», подклеил
поролончика и все нормально. Если в эту машину вложить еще
долларов 500, то характерных недостатков в ней не будет. Самое
главное в «Таврии» то, что сделали ее доступной по цене. Ну а в
общем машиной я доволен. Немного поезжу, денег подзаработаю —
куплю четырехдверную «Славуту». У меня есть много противников моих
слов. Неоднократно я с ними спорил относительно своего выбора. Но
я говорил и буду говорить, что мне не нужен их убитый старый
«Опель», «Фольксваген» и т.д. Да, иномарка хороша, но хороша
только в случае, если она новая. Если у меня будут деньги на
«Ланос», я куплю «Ланос», будут деньги на «Нубиру» — куплю
«Нубиру», но только новую.
Сатканов Владимир, водитель Возраст — 38 лет Профессия — строитель Пробег автомобиля — 9300 км
— «Таврия Нова» — мой служебный автомобиль. В общем машина мне
нравится. Она маленькая, удобная и экономичная. В Киев я приехал
на ней из города Энергодара Запорожской области. Так вот, без
малого на 800 км потребовалось всего 50 литров бензина.
Недостатков как таковых у нее нет. Маленькая грузоподъемность (по
паспорту всего 50 кг) обусловлена классом машины, поэтому я не
считаю это недостатком. Я максимально загружал «Таврию» грузом
весом 300 кг и при этом она вела себя вполне нормально. Очень
влияет на работоспособность двигателя качество нашего бензина на
разных заправках. На одном бензине двигатель вытягивает машину на
подъемы на 5-й передаче, а в других появляется детонация, из-за
чего приходится включать пониженную передачу. На данный момент эта
«Таврия» пробежала чуть больше 9 тыс. км. За этот период никаких
поломок не было.
И в заключение опроса владельцев «Таврии Нова» и «Таврии» переходного
периода мы попросили высказать свое мнение об этих автомобилях директора
Киевского ХРП «АвтоЗАЗ-ДЭУ-Сервис» В. С. ЛОГИНОВА. Предприятие,
находящееся в его подчинении, занималось продажей и обслуживанием
«Таврий» с 1993 года, поэтому об их «болезнях» Владимир Сергеевич знает
лучше, чем кто-либо другой.
— Расскажу вам сначала историю «Таврии». Автомобили, выпущенные с 89
по 93 годы, пользовались заслуженным авторитетом. Многие из них прошли
без капитального ремонта двигателя до 200 тыс. км и более. Однако с 93
года качество изготовления этих машин резко снизилось, что, естественно,
сразу же сказалось на их популярности. Довести качество автомобилей до
прежнего уровня и повысить его удалось только после создания совместного
украинско-корейского предприятия «АвтоЗАЗ-ДЭУ». Однако несмотря на это,
потерянный авторитет вернуть оказалось достаточно сложно. Сейчас наша
работа направлена на возврат былой популярности. Для этого мы приглашаем
корреспондентов печатных изданий и телевидения, чтобы они смогли
напрямую пообщаться с владельцами и убедиться в том, что «Таврия»
действительно стала значительно лучше.
Много «Таврий» у нас приобрели различные предприятия города Киева.
Отзывы о машинах весьма положительны. Подтверждает это и тот факт, что
раньше предприятия закупали у нас автомобили поштучно, а после того как
они убедились в надежности нынешних «Таврий», сейчас их покупают
десятками. Привлекает в автомобиле прежде всего экономичность, небольшие
размеры и, конечно же цена. Расход топлива в самом трудном городском
режиме эксплуатации не превышает 7 л. Такой показатель очень выгоден как
для предприятий, так и для частных владельцев. С каждым годом количество
автомобилей в городах растет, поєтому вопрос парковки становится все
острей. Владельцев малогабаритных «Таврий» эта проблема будет
затрагивать намного меньше.
Технико-эксплуатационные показатели
автомобиля
ЗАЗ-1102 «Таврия Нова»
Кузов
Тип
хэтчбэк
Кол. дверей/мест
3/5
Размеры и масса
Длина/ширина/высота, мм
3708/1554/1410
База, мм
2320
Колея спереди/сзади, мм
1314/1314
Дорожный просвет, мм
162
Снаряженная масса, кг
710
Объем багажника, л
250
Двигатель
Тип
бенз. карб.
К-во и расп. цил/клап. на цил.
R4/2
Объем, см3
1091
Степень сжатия
9,5
Макс. мощность, кВт(л.с.)/об/мин
39(53,5)/5400
Макс. крутящий момент, Н·м/об/мин
80,5 / 3200
Трансмиссия
Тип привода
передний
КПП
5-ст. мех.
Тормоза и колеса
Передние / задние
дисковые / барабанные
Шины
155/70 R13
Динамика и экономичность
Макс. скорость, км/ч
145
Расход топлива, л:
городской режим
6,9
на трассе при скор. 90 км/ч
4,8
при скор. 120 км/ч
6,8
Объем бака, л
38
Очень выгодно быть владельцем «Таврии Нова» и с точки зрения будущих
затрат на запчасти. Ни на один автомобиль сегодня нет таких дешевых
запчастей, как на «Таврию». Даже продавцы с автобазаров приезжают к нам,
чтобы закупить запчасти для своей торговли. Не подумайте, что невысокая
цена на запчасти у нас — признак их низкого качества. Все, что мы
продаем, сертифицировано и по качеству не отличается от тех деталей,
которые поступают на сборочный конвейер.
Бывают случаи, когда владельцы «Таврий» по старой привычке едут
покупать запчасти на базар. После того как они обнаруживают, что у нас
цена на запчасти значительно ниже, очень часто начинаются скандалы.
Конечно, на базаре можно встретить запчасти на «Таврию» и дешевле. Это
обычно относится к деталям и узлам, которые изготавливаются за рубежом и ввозятся к нам неофициально или же их производство налажено какими-либо
частными предприятиями в Украине. Последние, как правило, выпускают
запчасти невысокого качества, поэтому малонадежные и недолговечные.
Чтобы при покупке запчастей владельцы «Таврий» не навлекали на себя
лишних неприятностей, советую им покупать запчасти только в магазинах
ХРП «АвтоЗАЗ-ДЭУ-Сервис». Здесь вы получите качественную запчасть с
гарантией на нее.
Юрий Дацык
Источник: Украинский еженедельник Авто-ЦЕНТР" №24'2000
оч