Этот автомобиль почему-то нарекли Lanos Pick-Up, хотя пластиковая надстройка несъемная и версия пикапа как таковая не получилась. «Каблучок» создавался по известной схеме: берем кузов седана, отрезаем все лишнее за водителем, немного усиливаем заднюю часть, сверху устанавливаем легкую пластиковую надстройку – и получаем легкий коммерческий фургон.
По кабине водителя автомобиль аналогичен хорошо известному легковому собрату, хотя тканевая обшивка на дверях может отсутствовать, но может и присутствовать – в зависимости от партии. Места спереди достаточно, чтобы устроиться удобно; за спинкой пассажирского сиденья в чехле прячется запасное колесо. Эргономика неплохая – все здесь на месте и под рукой, хотя биодизайн выглядит старомодно. Дополнительных бардачков, складывающегося в столик сиденья и прочих «излишеств» водитель лишен.
Грузовой отсек изготовлен из стеклопластика и довольно просторен. Высота погрузки небольшая; двери можно зафиксировать в положении 90 и 180 градусов. В фургон поместится 527 кг груза, его объем – 2,5 кубометра.
Двигатель и трансмиссия
На Lanos Pick-Up применяются два типа двигателей: 1,5-литровый агрегат GM румынского производства с 5-ступенчатой механикой или мелитопольский 1,3 л от Sens с КП того же производителя. По первому варианту обычно вопросов не возникает. При значительных пробегах (около 150 тыс. км) может потребоваться замена сальников клапанов. В КП со временем, возможно, придется заменить сальники полуосей. Главное – вовремя проводить регламентные работы.
Отечественные агрегаты дешевле, но с ними больше проблем. Бич двигателей – манжеты. Масло частенько подтекает и из манжет коленвала, и из распредвала. Неприятности доставляют сальники клапанов, верным признаком замены которых является масляный нагар на свечах. В гарантийный период часто обнаруживается «болезнь» головок блоков цилиндров – из-за невысокого качества литья (раковин) масло может попадать в цилиндры. КП также не отличается надежностью – со временем начинают гудеть подшипники первичного и вторичного валов. Нередко крошатся зубья дифференциала и главной передачи. Тем не менее вариант с отечественными агрегатами хоть и доставляет больше хлопот, но изначально намного дешевле и может быть оснащен заводским газобаллонным оборудованием, а отремонтировать его возьмутся на любом сервисе.
Сцепление с гидравлическим приводом при спокойной езде в обоих вариантах двигателя выхаживает до 100 тыс. км. Цилиндры привода могут подтекать; при этом сцепление хоть и в самом конце, но выжимается, однако если вовремя не принять меры, оно перестанет работать.
С электрикой проблемы довольно редки. Блок управления мотором 1,3 л иногда дает сбои, что проявляется в «подергивании» и в загорании лампы Check engine при нагрузке. «Лечится» это только заменой блока в сборе (около 1500 грн.). Не отличаются надежностью и датчики, особенно датчик положения дроссельной заслонки. Из-за проблем с ним двигатель иногда сам набирает обороты и не слушается педали акселератора.
При систематических перегрузах автомобиля пружины задней
подвески колес часто не выдерживают.
«Запаску», расположенную в кабине за спинкой пассажирского сиденья,
легко доставать, к тому же она всегда чистая.
Рулевая рейка иногда стучит на наровностях.
Причина – разбитые втулки – так называемые очки.
Подвеска, тормоза, рулевое
Ходовые качества Lanos Pick-Up несколько отличаются от «донорских» и больше зависят от степени загрузки. Пустой «каблучок» более резвый, но и более жесткий – сказывается малый вес пластикового фургона и усиленные задние пружины. Спереди установлена подвеска McPherson, сзади – полузависимая балка на пружинах. В передней подвеске к 45 тысячам пробега начинаются проблемы с амортизаторами – стуки, пробои, отслаивание опорных подшипников. При жесткой эксплуатации может появляться люфт на шаровом пальце, который придется заменить. Правда, он заклепан с рычагом в сборе, но деталь продается отдельно, а заклепки можно и высверлить. Передние амортизаторы также предлагаются в виде вкладышей, и это значительно удешевляет ремонт.
Амортизаторы задней подвески не стучат никогда. Признаком их дефекта служит подтекание масла. При перегрузах часто страдают задние пружины с прогрессивной характеристикой – разрушается нижний виток. На заводе устанавливают польские передние и задние амортизаторы Delphi. Но поставляются и корейские детали, которые считаются более качественными.
Тормозная система – как у «Ланоса»: спереди диски, сзади барабаны. Проблем с ней нет, все надежно и герметично. Иногда попадаются партии колодок, которые издают неприятный писк при торможении. Впрочем, на безопасность это не влsияет.
Рулевой механизм – реечный, без гидроусилителя. Проблема всех «Ланосов» – стук рулевой рейки – свойственна и этой модели. Это крайне неприятное явление возникает при проезде мелких неровностей. Неисправность проявляется еще в гарантийный период. Причиной стука могут быть две вещи – разбита втулка рулевых тяг или, что бывает чаще, втулки, на которых держится сама рейка. Последнюю проблему можно устранить дорогостоящей заменой рейки в сборе, но не факт, что новая рейка не будет стучать. Можно сделать реставрацию с вытачиванием втулок из более твердого материала. Такой ремонт дает лучший результат и сам по себе дешевле. Следует отметить, что существует несколько типов реек, и это надо учитывать при ремонте.
Полуторалитровый бензиновый агрегат GM (на фото) довольно надежен,
чего не скажешь о более дешевом агрегате мелитопольского производства.
Легкая стеклопластиковая надстройка позади кабины не боится коррозии.
Емкость грузового отсека – 2,5 кубометра. Внутри – крепежные ремни.
Двери открываются на 90 или 180 градусов.
Итоги
Фургончик можно считать неплохой альтернативой импортному «сэконд-хенду», не говоря уже о российской «Оде». Его козыри – относительная простота и распространенность донора, а значит, и запчастей к нему. Лучше все же выбирать машины с 1,5-литровым мотором. Перед покупкой неплохо провести полную диагностику – ведь машина коммерческая и деньги она зачастую отрабатывает «по полной», потому в продаже много «укатанных» экземпляров. На рынке основной цвет машин – белый. Автомобиль в хорошем состоянии, например 2007 года выпуска, можно приобрести за $5700–7200.
ZAZ Lanos/Sens Pick-Up |
Общие данные |
Lanos |
Sens |
Д/Ш/В, мм |
4270/1678/1908 |
Колесная база, мм |
2520 |
Грузоподъемность, кг |
527 |
575 |
Снаряженная масса, кг |
1068 |
1020 |
Объем груз. отсека, м куб. |
2,5 |
Д/Ш/В груз. отсека, мм |
1400/1600/1360 |
Погрузочная высота, мм |
620 |
Дорожный просвет, мм |
160 |
168 |
Радиус поворота, м |
4,9 |
Объем бака, л |
48 |
Двигатели |
Тип |
бенз. (Евро 2) |
Рабочий объем, см куб. |
1498 |
1299 |
Расп. и к-во цил./ кл. на цил. |
4/2 |
Мощность, л. с./об/мин |
86/5800 |
70/5500 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин |
130/3400 |
102/3250 |
Трансмиссия |
КП |
5-ст. мех. |
Тип привода |
передний |
Ходовая часть |
Подвеска передняя/задняя |
независ. пружин./полузавис. пружин. |
Тормоза передние/задние |
вент. диск./ бараб. |
Шины |
175/70R13,155/80R13, 185/60R14 |
Эксплуатационные показатели |
Макс. скорость, км/ч |
150 |
140 |
Расход топлива по городу, л/100 км |
10,5 |
9,5 |
Цена автомобиля (2007 г. в.), $ |
5700–7200 |
Приблизительная стоимость новых запчастей, грн. |
Фильтр масляный |
33 |
Фильтр воздушный |
43 |
Фильтр топливный |
48 |
Тормозн. колодки передн./задн. комплект |
185/185 |
Опора шаровая |
65 |
Рычаг передней подвески в сборе |
320 |
Амортизатор передний |
257 |
Амортизатор задней подвески |
250 |
Пружина задней подвески |
186 |
Рулевой механизм |
1156 |
Ветровое стекло |
1235 |
* Цены могут немного отличаться в зависимости от производителя и модификации автомобиля |