При виде его прохожие начинают улыбаться, а водители оборачиваются и сигналят вслед.Есть в Калуге раритетный автомобиль, которому в этом году исполняется 40 лет. Радостно-желтый «ЗАЗ-965», который в народе принято называть «горбатым запорожцем», а нынешний хозяин окрестил просто - Зюзик.
В 70-80 годы прошлого века горбатый «Запорожец» можно было встретить на каждом перекрестке. В начале 90-х к нему стали относиться как к настырной «букашке». Прошли годы, и сегодня «ЗАЗ-965» не только символ ностальгии и средство передвижения, но и раритет, которым можно гордиться. По крайней мере, при надлежащем уходе.
Переделка заняла 2 года. Переварка кузова, покраска, переборка, а потом и замена двигателя, плюс внешнее оформление, - все это обошлось примерно в 3 тыс. евро. Номер 600 добавляет комичности модели.
Зюзик сошел с конвейера в 1967 году. К нынешнему хозяину, сейчас студенту 6 курса МГТУ им. Н.Э. Баумана, а тогда ученику 9 класса, Антону Зылькову, попал в 1999-м.
Двигатель карбюраторный, 900 куб. см, мощность 30 лошадиных сил, выпуск 1991 года. Конструкция - движок в заднем свесе с воздушным охлаждением - с полным правом позволяет назвать ближайшим родственником Зюзика сам «Порш-911».
- Купили мы его весной, в марте, именно этот день и считаем вторым днем рождения Зюзика, рассказал нам Антон. - Нашли по объявлению. В г. Юхнове. Стоял он в мокром сарае с колесами, вмороженными в лед. Уже лет 5 был не на ходу. Купили за 100 долларов. Инициатором покупки был мой отец, так ему хотелось приобщить меня к технике.
Колеса, диски, резина, - все родное. Их удалось найти в отличном состоянии на доноре – аналогичном «запорожце», купленном спустя какое-то время всего за 300 рублей. «Людям просто надо было освободить гараж».
И, надо сказать, ему это удалось. За 2 года Зюзик преобразился и уже в 2002 году занял 3 место на «Автоэкзотике» в Москве как лучший восстановленный ретро-автомобиль. По максимуму родная комплектация и труд реставраторов был оценен строгим жюри по достоинству.
ЗАЗ 965 в одночасье стал самой культовой машиной на всем постсоветском пространстве. А чего стоят открывающиеся против хода движения двери?!
Сейчас это одна из местных достопримечательностей. А как-то стал головным в кавалькаде «Запорожцев» на свадьбе. Именно в нем приехал к дому невесты жених.
Когда под запрет попали «красные поворотники», больше всего не повезло 21-м «Волгам» и «Запорожцам», - европейской оптики им придется ждать долго.
Впрочем, желания останавливаться на достигнутом у Антона нет. Наоборот, есть намерение попробовать себя в чем-то еще. Например, восстановить «ГАЗ-69», если удастся найти, конечно.
Клаксон тоже в стиле ретро. Как говорят, «снят с кареты».
Александра ДЕБРЯНСКАЯ, «Калужский перекресток», № 7.
Справка Газеты
В далеком 1956-м образцом для «Запорожца» служил «Фиат–600». В модели увеличили диаметр колес, а вместо фиатовского двигателя с водным охлаждением выбрали усовершенствованный мотоциклетный – с воздушным охлаждением.
Купе, задний привод, механическая КПП, левый руль, задний привод, - вот краткие характеристики «горбатого запорожца». Базовая модель ЗАЗ 965 имела рабочий объем движка 0,746 литра и мощность 23 скакуна и вполне могла носиться с максимальной скоростью 80 км/ч. Это потом, в 1962 году появился спортвариант ЗАЗ 965А с V-образным 4-цилиндровым двигателем, развивавший целых 27 лошадок и 90 км/ч. Но конвейерный век оказался до обидного короток. Уже в 1969-м его полностью вытеснила новая модель – «ушастый» ЗАЗ 966…
|