– Да, действительно, с 1 января 2007 года мы снимаем “Таврию” с производства. “Славута” же будет выпускаться еще некоторое время: какое - рынок покажет. Сейчас общие объемы их продаж невелики. “Славуту” решили оставить как более комфортабельный и удобный автомобиль, с улучшенными потребительскими свойствами.
Жаль, конечно, снимать «Таврию» с производства, ведь это один из первенцев завода, первый переднеприводный автомобиль. Конструкторы возлагали на него большие надежды, и они оправдались.
Хочу сразу заметить: нашим потребителям, которые сориентированы именно на этот сегмент рынка - на самые дешевые новые авто, нужно понимать, что равноценная замена автомобиля такого класса и по такой цене вряд ли может быть.
Практика развития автомобилестроения показывает: новый автомобиль, который появляется в одном и том же классе, становится дороже, ведь дорожают энергоносители, материалы, комплектующие, возрастают трудозатраты, зарплата.
К примеру, россияне захотели освоить выпуск автомобиля особо малого класса. Они освоили производство “Калины”, однако цена этого автомобиля сопоставима с ценой машины “десятого” семейства. Нашим автолюбителям придется перейти на машины выше классом: приобретать относительно недорогие “Сенсы” с мелитопольскими двигателями либо “Ланосы” разных модификаций.
– ЛуАЗ разработал новую модель “Волынянка”, но в серию ее так и не запустил из-за опасений высокой цены. Получается, сегодня выгоднее осваивать выпуск иномарок, отказавшись от конструирования?
Никто не говорит об отказе от конструирования автомобиля. Рано или поздно наше предприятие придет к такой ситуации, когда понадобится разработка собственной конструкции. Но надо понимать ситуацию: автомобильный рынок Украины сегодня находится на начальной стадии развития. В этих условиях все украинские автозаводы, не только ЗАЗ, вынуждены производить заимствованные модели. Такой подход требует меньших затрат в отношении подготовки производства. Это иллюстрируют примеры развития многих рынков, того же корейского или китайского.
Конечно, мы пока что идем по пути заимствования новых моделей, ищем партнеров, с которыми можем работать в этом направлении. И это, пожалуй, в ближайшие несколько лет будет одной из основных задач конструкторской службы.
“Пластмассовый автомобиль за $2000? Это нереально”
– Заявления россиян или индийцев о создании новых дешевых автомобилей малого класса можно расценивать как наличие у них достаточного технического и финансового потенциала?
– По-моему, создание легкового авто за 2 тыс. долларов маловероятно. Последняя попытка создать очень дешевый автомобиль малого класса фирмы “Рено” совместно с румынской “Дачией” закончилась неудачей. Его стоимость оказалась не меньше, чем у других автомобилей такого же класса.
Тема пластмассового авто звучит давно: сообщение о запуске в производство пластмассового автомобиля появилось лет десять назад. Где же он? Проблема в том, что пока использование пластмассовой конструкции или других композитных материалов не дает возможности наладить массовое производство. Мы отслеживаем новинки мировых автопроизводителей. Уверен, что в ближайшее время глобальных изменений не произойдет.
– Тогда логично спросить: Сергей Германович, чем заняты конструкторы сегодня?
– Такой вопрос чаще всего задают те, кто мало соприкасается с автомобильным производством. Мол, если не создаете новое авто, то, значит, и особой работы нет. Чтобы понять специфику и степень загрузки конструкторской службы, нужно понимать, чем отличается наше сегодняшнее производство от того, которое было лет двадцать назад.
Раньше на “Коммунаре” была одна модель – “Запорожец”, затем ее модификации, позже – “Таврия” и “Славута”. При этом конструкторская служба обеспечивала развитие этого небольшого модельного ряда.
А сегодня ЗАЗ – уникальное предприятие, в котором реализованы все возможные способы производства автомобилей: полномасштабное (автомобили “Таврия”, “Славута”, пикап), крупноузловое (“Шевроле”, “Опель” “Мерседес”, “Крайслер”, “Джип”), мелкоузловое (“Ланос”, “Опель”, “ВАЗ”). ЗАЗ производит более сотни модификаций автомобилей, и объем информации, которую нашей службе надо переработать, соответственно увеличен. Я работаю на заводе с 1987 года и не помню такой серьезной загрузки, как сегодня. Да, нет глобальных проектов, связанных с разработкой новых моделей легковых автомобилей, но работы для нас хватает.
– Я понимаю участие конструкторов в адаптации иномарок к украинским дорогам, но вот в чем, например, заключается ваша работа при производстве, скажем, российских «девяток»?
– Производство этих автомобилей - пример мелкоузловой сборки. Наша задача на момент освоения производства заключалась в адаптации конструкторской документации ВАЗа к системе производства на ЗАЗе. Это не разработка принципиально новых деталей или узлов, а приведение чертежей и технической документации в соответствие с требованиями нашего предприятия.
Еще раз подчеркну, это не такая большая работа, как разработка новой модели, но поскольку осваивается много моделей – это требует большой и напряженной работы конструкторов.
Много усилий конструкторов было направлено на развитие нового перспективного направления – освоение производства грузовиков и автобусов различных классов. Дело в том, что рынок автобусов Украины практически не заполнен. Да, на улицах городов мы видим сегодня огромное количество маршруток, но это временная ситуация.
Ильичевский завод автомобильных агрегатов – структурное подразделение ЗАЗа – уже выпускает первые автобусы «I-VAN», созданные на базе шасси индийской фирмы «ТАТА». В дальнейшем мы планируем заниматься развитием модельного ряда автобусов различных классов.
– Ваше мнение о развитии автопрома Украины: медленно или динамично? Судя по продажам, украинцы опережают все прогнозы.
– Темпы развития последних лет несоизмеримы с темпами развития автопрома при СССР. Рынок легковых автомобилей Украины развивается очень динамично.
Наш завод сегодня работает на полную мощность. Планы этого года – не менее 190 тысяч автомобилей, в следующем – перешагнем рубеж в 230 тысяч. Спрос на автомобили растет, и в этом заключается самая серьезная перспектива развития автопрома вообще и ЗАО «ЗАЗ» в частности.
Перспективы хороши еще и потому, что географическое положение Украины достаточно выгодное – между странами Евросоюза и Россией. А это возможность маневра между двумя очень серьезными рынками с колоссальным потенциалом.