"Едет как-то новый русский на "мерсе", топит педаль. Вдруг видит - его "запор" обгоняет…"
Из народного эпоса.
Как известно, анекдоты растут из жизни. Так вот, представьте себе, я это видел! По Костромскому шоссе на хорошей скорости шло в ряд несколько иномарок. И вдруг случилось небывалое. В левом ряду нарисовался ядовито-желтый "Запорожец" и, треща, словно вертолет, обогнал всех. Гордость владельцев иномарок потребовала немедленной сатисфакции, но все попытки "Опелей" и "Фольксвагенов" нагнать реактивный ЗАЗ-мобиль с московскими номерами окончились неудачей. Уже через пару минут он превратился в желтую точку на горизонте.
И владельца этого мотопёта я хорошо знаю. Зовут его Александр Воробьев. Неплохой гонщик и первоклассный автомеханик. Своего "Запорожца" (ЗАЗ-968М) таким резвым он сделал собственными руками. Мы и сами бегали с ним наперегонки, и нашему VW с логотипом "За рулем" на борту пришлось сильно поднатужиться, дабы не осрамиться.
Зазовская" эпопея началась с увлечения автогонками, которые сами по себе являются семейным хобби. Отец Александра Иван Тимофеевич - мастер спорта по автоспорту. Младший брат, Тимофей, известный ярославский раллист. В своем классе среди российских спортсменов он считается номером один. Долгое время сам Александр участвовал в ралли на стареньких "Жигулях". Но, сами понимаете, спорт - жесткое испытание для железа, и машинка очень быстро одряхлела. На приобретение новой средств явно не хватало. Сложилась ситуация, выход из которой оказался очевидным для автомеханика: "Не можешь купить автомобиль - сделай его сам!"
Разбитый в аварии "Запорожец" достался Александру почти задаром от сестры-москвички. Он сам отбуксировал помятый ЗАЗ из столицы в Ярославль, номера менять не стал. И процесс пошел…
Особо привлекательным для Александра оказался тот поразительный факт, что компоновочная схема "Запорожца" во многом схожа со схемой автомобилей марки "Порше" - признанных лидеров престижных ралли Лондон-Сидней. Вдохновленный идеей Александр после "базового" ремонта начал превращение "украинца" в гоночный "болид". Вместо родного мотора установил 1600-кубовый форсированный двигатель от ВАЗ-2106, сменил стартер на более соответствующий движку. Использовав специальную план-шайбу, исхитрился состыковать жигулевский двигатель с родной запорожской коробкой передач. Правда, пришлось подкорректировать схему: сделал выход для карданного вала; отделил коробку передач от редуктора заднего моста, которые у запорожца совмещены, и вынес из коробки и установил вперед главную передачу (при этом она оказалась перевернутой вверх ногами, поскольку только в таком положении зубья работают на захват). Конечно, систему охлаждения двигателя, пришлось поставить соответствующую. Однако Александр не стал втискивать радиатор в багажник, где квартирует двигатель, а разместил его под передним капотом и протянул шланги через весь салон (в связи с этим тосола требуется немного больше, чем на "Жигулях" - 15 л). Может, получилось не очень эстетично, но зато эффективно. Кроме коробки, Саша решил оставить выходы для задних полуосей и задний мост. Но мост он все же модернизировал: поставил стабилизатор поперечной устойчивости от "Москвича 2141" и реактивные "вазовские" штанги, чтобы сделать автомобиль более устойчивым на поворотах.
Подвеска переднего моста - вообще чудо эклектики, безумный (но очень эффективный) винегрет из деталей "Оки", "Москвича 2141" и "восьмерки". Установив каркас безопасности и сменив обычные диски на литые, Воробьев впервые представил своего Желтого дьявола на суд широкой общественности. Это случилось в 97 году, на международном ралли "Медведь" - суперЗАЗ пошел в свободном классе. Победить тогда не удалось, но экипаж лихого "запора" достойно прошел всю трассу гонок, опередив, к примеру, "восьмерку" с электронным впрыском.
Модернизация на этом не закончилась: автомобиль с самого начала задумывался как полноприводник - и идея была-таки воплощена в жизнь. Пара хороших идей плюс пара хороших рук - и готов мини-внедорожник. На асфальтах автомобиль теперь легко держит 140 км/ч. Правда, на некоторых режимах возникают вибрации. Зато на грунтовых дорогах обновленный ЗАЗ - король трассы, не уступает джипам.
О комфорте, конечно, говорить не приходится… Машина получилась шумная, без особых удобств и красоты. Но главное - хозяина она полностью устраивает, а кроме того, для гоночного автомобиля это все не принципиально.
Но достижимо ли совершенство? И Александр опять решил не останавливаться на достигнутом. В планах замена двигателя на 2000-кубовый движок. Блок уже приобретен, дело за малым - осталось купить коленчатый вал. А пока Воробьев собирается на апрельские состязания - с участниками возобновленного любительского ралли. Мы уверены в его удаче, ведь она всегда соседствует с упорством и мастерством.
Сергей Васильев
|