История Запорожского автозавода уходит корнями в далекое прошлое — в 1863 году голландец Абрахам Кооп с партнерами наладил в Запорожье выпуск сельхозмашин. С приходом власти Советов завод отобрали, попутно переименовав в Коммунар. Сперва тут делали комбайны и тракторы, а автомобильная жизнь началась в 1959 году, когда Коммунар начал выпускать «горбатый» ЗАЗ-965.
За 35 лет, с 1959 по 1994 годы, с конвейера ЗАЗа сошло без малого 3,5 млн заднемоторных Запорожцев моделей 965, 966, 968, 968М... А в 1988 году на ЗАЗе начали выпускать переднеприводные Таврии.
Короткий испытательный трек на ЗАЗе появился в прошлом году: две прямые по 500 м и дорожка с различными неровностями для ходовой проверки собранных машин
После развала СССР дела пошли под откос. В 1994 году было собрано около 91000 машин, в 1995 году — уже 60000, в 1996 году — 7000, а в 1997 году — всего 1030… Но как раз в те времена на просторах бывшего СССР начали проявлять активность корейцы из фирмы Daewoo. Созданное в 1998 году СП АвтоЗАЗ-Daewoo получило колоссальную государственную поддержку (полная отмена НДС и земельного налога), а в обмен на это корейцы обязались реинвестировать прибыль в развитие предприятия — по оценкам экспертов, эта сумма могла достичь $1,3 млрд. На заводе появилась современная окрасочная линия, в серию пошли обновленная Таврия Nova, пятидверная Славута и пикап на «таврической» базе. Началась сборка седанов Daewoo Lanos, Nubira и Leganza. Однако планы спутало банкротство концерна Daewoo. В 2002 году государство пустило с молотка свой пакет акций (82%) завода: за $10 млн их приобрел автодилерский холдинг УкрАвто. А долю Daewoo (это 50% совместного предприятия, которое входит в купленный УкрАвто АвтоЗАЗ) приобрела швейцарская финансово-инвестиционная группа Hirsch&Cie.
На самом деле ЗАЗ — это целый комплекс предприятий. Помимо завода в Запорожье в него входят Мелитопольский моторный завод (МеМЗ), Ильичевский завод автоагрегатов, Завод инструментального производства и СП Таврия-Магна, где делают пластиковые решетки радиатора, бамперы и колесные колпаки. Кроме того, в 2005 году холдинг УкрАвто приобрел еще один завод, ранее принадлежавший Daewoo, — польский FSO (Fabryka Samochodow Osobowych), который выпускает Daewoo Lanos, Matiz и машинокомплекты для сборки автомобилей на Украине.
Но самое крупное предприятие — это, конечно, сам ЗАЗ.
На автоматических кондукторах отдельные детали собирают в крупные узлы обычными сварочными клещами
Кузов окончательно проваривают на автоматической линии Kuka
Фургоны на базе седанчика Daewoo Lanos — собственная разработка ЗАЗа
Председатель правления ЗАО ЗАЗ Михаил Евдокименко, за плечами которого 23 года работы на предприятии, смотрит в будущее с расчетом на экспортные рынки: «Одной ногой мы в Евросоюзе, другой — в России. Будем производить те модели, которые приносят больше прибыли»
Кузова для дорестайлинговых Самар на ЗАЗе делают самостоятельно, а для собираемых мелкими сериями «семерок» — получают из Тольятти
Заусенцы и сварные швы зачищают вручную. В отверстии лонжерона торчит сопроводительная техдокументация будущей машины
Кузова Таврий варят на полностью автоматизированной линии. Если надпись на транспаранте перевести с английского дословно, получится «Образцовый отрезок границ ответственности системы на окружающей среде»…
По огромной территории, которая начинается за аркой с вывеской «Запорiзький автомобілебудівний завод», разбросаны ангары и цеха. У ЗАЗа есть свой складской терминал со стоянкой на 1300 машино-мест, своя железнодорожная ветка. К Новому году будет достроен собственный таможенный пост — тогда процессы оформления и разгрузки пойдут быстрее.
В Запорожье варят, красят и собирают Таврии, Славуты, российские Самары, седанчики Lanos, ЗАЗ-Daewoo и Opel Astra Classic. Все кузовные панели для Таврий, Славут и Самар штампуют в собственном прессовом цехе — с помощью автоматических линий раскроя металла и многопозиционных пресс-автоматов. Технологическая оснастка цеха разношерстная — от стареньких югославских прессов Ravne до современных японских Hitachi Zosen. Для Ланосов тут делают только внутренние и внешние боковины кузова, крышку багажника и колесные ниши: капот, крыша, пол и двери пока приходят из Польши. Но скоро и эти детали будут штамповать на месте.
Сварка — и ручная, с помощью полуавтоматических «клещей», и с помощью роботов Kuka: их на заводе полторы сотни. Кузова седанов Opel Astra Classic варят только вручную, сварка Таврий и Славут полностью автоматизирована. Кузова Самар и Ланосов отдельно подсобирают в крупные узлы и окончательно сваривают на автоматических линиях. Но у Самар доля ручной сварки все-таки выше. Где-то пути кузовов разных моделей расходятся, где-то — вновь пересекаются… Здесь это называют «гибким производством». Например, кузова Таврий и Славут перемещаются конвейером, а для «отверточных» моделей используются передвигаемые вручную стапели.
Перед покраской кузова тщательно шлифуют: свист ручных машинок, снопы искр... Потом молодые гарны дивчины собственноручно натирают кузов едким растворителем. Затем все кузова фосфатируют погружением в ванны и наносят катафорезный грунт. Следом — сушка, герметизация сварных швов мастикой, грунтовка и окраска. Красят машины на двух линиях: на одной — вручную, пистолетами-краскопультами, на другой — роботами французской фирмы Sames, недавно купленными за 2,5 млн евро. Труднодоступные полости, днище кузова и внутренности окрашиваются вручную. Палитра американских эмалей PPG состоит из 12 цветов, причем ЗАЗ гарантирует 6-летнюю защиту от коррозии.
Сборка — на поточной подвесной линии. Кайзена, который внедрен даже на УАЗе и ТагАЗе, в Запорожье нет: как говорят запорожцы, они полагаются на опелевскую систему контроля качества. На выходе — дождевальная камера для контроля герметичности, беговые барабаны и обкатка на коротеньком треке с имитацией различных дорожных покрытий.
В будущем году, после 18 лет жизни, трехдверная Таврия покинет конвейер. Освободившиеся мощности займут Ланосы и Самары. Но Славуту будут делать еще около трех лет. В конце 2007 года должен появиться обновленный Lanos с измененными внешностью и интерьером — дизайн-проект готовит ателье ItalDesign.
Гордость заводчан — комплекс Eisenmann для автоматической окраски пластиковых деталей: бамперов, решеток радиатора, колесных колпаков и корпусов зеркал. После окраски и сушки в специальных камерах детали тщательно полируются вручную
Раз в сутки один кузов для Ланоса выборочно проходит контроль геометрии
Мощности ЗАЗа загружены полностью: все модели собираются на одном конвейере…
Загрунтованный кузов поступает в цех окраски мощностью 36 кузовов в час: вместе с девятью окрасочными роботами тут трудятся 840 человек
Дорестайлинговый Lanos (с округлыми задними фонарями) на финишной прямой: беговые барабаны, дождевальная камера, сушка и приемка
Двигатели объемом 1,3 л для Таврии, Славуты и седана Daewoo Sens поставляет принадлежащий ЗАЗу Мелитопольский моторный завод
Сейчас на ЗАЗе выпускают 150000 тыс. машин. Но есть на Украине еще одна сброчная площадка — в Ильичевске. Сейчас там крупноузловым методом (без сварки и окраски) собирают практически всю линейку корейских моделей Chevrolet (Aveo, Lacetti, Tacuma, Evanda, скоро к ним добавятся Epica и Captiva), Opel (Corsa, Meriva, Astra, Zafira, Vectra), индийские грузовики TATA и собственный автобус на этом же шасси (I-Van). Плюс легковые автомобили Mercedes-Benz C-, E-, ML-классов... Запущен проект крупноузловой сборки пяти моделей китайской фирмы Chery: до конца года в Ильичевске начнут выпускать QQ, Amulet, кроссовер Tiggo, седан Oriental Son и седан C-класса Elara, известный у нас как Fora. Заводчане о Chery отзываются неоднозначно — смущает разброс качества… Тем не менее план продаж на следующий год — 12000 машин.
А что дальше? Планов — громадье. Хотят строить новый завод: для этого в Запорожье куплен участок земли в 150 га, где совместно с GM через пару лет построят производство полного цикла (со штамповкой, сваркой, окраской и сборкой) мощностью около 300 тыс. машин в год.
А еще есть планы… запустить завод в России! Совместно с корпорацией Богдан, которая известна одноименными автобусами, ЗАЗ намерен построить «с нуля» завод под Нижним Новгородом — участок земли в Борском районе уже куплен. Развивается и польский завод FSO — поскольку GM испытывает нехватку сборочных мощностей в Европе, в Польше решено выпускать Chevrolet Aveo: до 300 тысяч машин в год! Были планы приобрести остановленное моторное производство Daewoo-ETA в Индии, но год назад украинское правительство отменило прежние льготы ЗАЗа — и денег на индийский завод просто не хватило.
Льготы сыграли в жизни ЗАЗа важную роль: ведь до недавнего времени завод был освобожден от налога на добавленную стоимость, а это 20%. Сочетание тепличных налоговых условий (сложившихся не без усилий нынешних собственников, по сути, частного предприятия), повышенных пошлин на импорт иномарок и растущего спроса на Украине… И вот вам результат: три сборочные площадки — и около 20 тысяч занятых на производстве человек. Средняя зарплата — 1695 гривен ($340), простые рабочие получают 1000—1300 гривен ($200—250). Осталась с советских времен и так называемая «социалка»: поликлиники, летние лагеря для детей, профилактории с льготными путевками.
Китайские грузовички Dong Feng и индийские TATA собирают крупноузловым методом в Ильичевске
Жаль, конечно, что «автомобiлебудiвний завод» уже никогда не займется разработкой «своих» моделей. Впрочем, та же участь уже постигла российский Иж-Авто. Видимо, по тому же пути идет и ГАЗ. И, как это ни печально, поездка в Запорожье показала, во что в обозримом будущем может превратиться и АвтоВАЗ. А может, не так уж это и плохо?