1.Вступление. Немного теории.
Статья предназначена для владельцев Таврий и Славут. Использование технических терминов сведено к минимуму или "переведено " на простой язык.
Зачем нужны амортизаторы? Главное свойство - гасить колебания автомобиля. Колебания возникают от торможения, разгона, поворотов и, конечно же, от наших "очень ровных" дорог.
Какие амортизаторы выбрать, с какими свойствами? Сначала немного теории. Чем жёстче характеристики амортизатора, тем лучше управляемость автомобиля, но хуже комфортность. Комфорт и управляемость, с технической точки зрения, противоположные требования. Приходится выбирать между жесткостью подвески и управляемостью авто.
Что выбрать "гидравлику" или "газонаполненнные"? Для большинства водителей гидравлика практически на 100% справляется с своими обязанностями. И цена на 30-60% дешевле. Газовые предпочитают те, кто исповедует "спортивный" стиль езды. Главное достоинство газонаполненных амортизаторов - время реакции на колебания.
2.Производители, качество, цены.
Амортизаторы произведённые "кустарно".
Цена от 15 $ за передние и от 8$ за задние. Ресурс приблизительно 500-1000 км. Гарантию на них редко дают. Единственное достоинство таких амортизаторов - цена. Покупать есть смысл только в случае продажи автомобиля "врагу".
"Агат". г. Мелитополь.
Самые популярные амортизаторы. Неплохое соотношение цена-качество. Качество удовлетворительное. Нестабильные характеристики. Даже в одной партии. Именно этот завод поставляет амортизаторы на сборочный конвейер. Справедливости ради, стоит заметить, пока корейцы активно участвовали в управлении заводом, "Агат" не поставлялся на конвейер. Выпускают амортизаторы трёх типов и вставки(патрон) в передние амортизаторы. Агат начал выпуск газовых амортизаторов. Объективно судить о качестве пока сложно, есть отзывы как восторженные, так и негативные.
"Стандарт". Стандартные усилия на отбой и сжатие. Собраны из отечественных комплектующих. Самые покупаемые. Самый высокий процент возврата по гарантии. Ресурс 20-30 тыс км. Окрашены в чёрный цвет.
"Extra". Пониженные усилия на отбой и сжатие. Импортные комплектующие. Вплоть до масла. Считаются "мягкими".Покупают хуже всех. Ярко выраженной причины отсутствия популярности нет. По крайней мере, не из-за цены или качества. Вероятнее всего из-за характеристик. Встречается такой эффект: при съезде с высокого бордюра подвеска "выстреливает". Ну совсем уж мягкие. Низкий процент возврата. Ресурс 20-60 тыс км. Окрашены в синий цвет.
"Спорт". Повышенные усилия на отбой и сжатие. Частично импортные комплектующие. По популярности немного уступают "Стандарту". Низкий процент возврата. Ресурс 20-60 тыс км. Считаются "средней жёсткости". Однозначно мягче питерской "Плазы". Если Вы, остановили свой выбор на продукции марки"Агат", то лучшие передние амортизаторы - "Спорт". Окрашены в красный цвет.
Вставка(патрон) в передний амортизатор. По качеству и свойствам соответствуют амортизаторам в сборе "Стандарт". Заправлена меньшим объёмом масла. Для продолжительной и активной езды по бездорожью не рекомендуется. Возможно вспенивание масла.
"Плаза"(plaza). Санкт Петербург.
Только газовые. По характеристикам "жёсткие".Передние только вставки (патроны). Задние в сборе. Цена от 250 грн за комплект передних. На рынках появились приблизительно в 1996 году и сразу завоевали популярность. Качество вне нареканий. Практически нулевой возврат. Срок службы передних амортизаторов доходил до 100 тысяч км! Отлично держат дорогу. Из минусов - возросшая "жесткость" подвески. Начиная с 1998 года "Плаза" начала дешеветь в пересчёте на у.е., и резко ухудшилось качество. Возврат по гарантии иногда достигал 80%. Т.е. практически все брак. Доверие к ним было подорвано и "Плаза" практически исчезла с рынка. Сейчас они "исправиляются" и постепенно отвоёвывают утраченное, но качество ещё далеко от первоначального. Покупают в основном любители "спортивного" стиля езды.
Delfi"(раньше именовалось"Кросно"). Польша.
Только гидравлика. Устанавливались на Таврию на конвейере при корейцах. Передние в основном поставляются вставки. Передний амортизатор по причине необоснованно высокой цены, практически не завозится. По характеристикам передние очень мягкие. Ресурс от 30 до 60 тыс км. Цена на передние вставки 250 грн за пару.
Плазма. ЧП. г. Мелитополь.
Гидравлика. Газонаполненные. В продаже появились недавно. Мнение о них ещё не сформировалось. Цена за пару передних: 140грн гидравлика, 170 газ. Выполнение гарантийных обязательств выглядит туманно, что наводит на мысль об отсутствии реальной гарантии.
KAYABA (Каяба). Япония.
Эта фирма благодаря разумной цене и хорошему качеству становиться всё более популярной среди владельцев Таврий и Славут. Для Таврии специально не выпускает. Используют с других моделей со сходными характеристиками. Необходимы переходники. Ресурс, в среднем, до 100 тыс. Наилучшее отношение цена-качество.
О других производителях, по причине цены на их продукцию, кратко.
Monroe, Delco, QH, Rancho, Gabriel.
Качественные амортизаторы. Не дешёвые. Из недостатков - нестабильное качество. У одних по 200 тыс ходят, у других месяц.
Boge, Sachs
Очень качественные амортизаторы. Дорогие.
Koni, Bilstein.
Позиционируются как - купил и на всю жизнь. Качество действительно превосходное. Очень дорого.
3. Диагностика. Покупка. Замена.
Диагностика.
Идеальный вариант СТО. Для диагностики неисправности нужен опыт, пусть даже опыт небольшой и непрофессиональный. Теория мало поможет. Но мы попытаемся. Итак, диагностика своими силами.
Раскачивание машины по углам. "Дедовский" метод. Таким методом можно определить только полностью "убитый" амортизатор. Если в нём хоть как-то теплится жизнь, то такая диагностика не поможет. Нажимаем плавно на кузов и резко отпускаем. Кузов должен сделать не более 1,5 качка. То есть подняться, слегка опуститься и замереть.
Внешний осмотр и наличие "лишних" звуков в ходовой. Осмотрите амортизатор на предмет течи масла, разрушения чехла или буфера отбоя. Если хоть одно из перечисленного заметили, то как минимум готовтесь к снятию амортизатора. Долго не протянет. При проверке в ходу неисправные стойки проявляют себя стуком. Обычно глухим, неметаллическим.
Изменение поведения машины на дороге. Самый распространённый способ. При наличии опыта - эффективный. Амортизатор редко выходит из строя сразу, обычно это происходит постепенно и водитель привыкает к поведению машины. При скорости более 50 кмч после наезда на препятствие одним колесом, машину плавно "сносит" в сторону. После ямы машина продолжает раскачиваться. При езде более 90 кмч машина начинает "плыть". Общее ощущение - машина как "холодец".
Инструментальный контроль. Машины проверяют на специальном стенде. 100% результат. Но за это надо платить, и не 3 рубля. В некоторых случаях цена диагностики сравнима с ценой новых амортизаторов.
Приобретение.
Главное при покупке - купить оригинальные амортизаторы. Подделывают всё, и Агат и Каябу. Наличие голограммы и пристойной упаковки не должно Вас ввести в заблуждение. Если Вы ещё не разу не покупали амортизаторы, поинтересуйтесь у своих знакомых, где они совершали свои покупки. Обязательно уточните гарантию. Гарантийный возврат по амортизаторам не такое уж редкое явление. Обратите внимание на состояние штока, он должен быть абсолютно гладким, без царапин и задиров. Манжета (сальник) штока должна быть сухая, без следов масла. Если устанавливать будете не своими силами, то возьмите с собой в магазин (или на рынок) мастера, который будет выполнять замену. Многие вопросы и сомнения отпадут сразу. Если Вы живёте не в маленьком городе, постарайтесь найти место, где одновременно продадут и заменят амортизаторы. Попытка найти официальное представительство интересующей фирмы производителя, часто заканчивается неудачей. В Киеве, например, нет представительства "Агат", в Запорожье нет представителя "KAYABA". Покупка на ХРП - самый крайний случай. Гарантия у них наличествует только в случае установки на собственном СТО. Если деталь всё же выйдет из строя, то не факт, что Вы сможете её без проблем обменять на ХРП. А если всё-таки обменяют, то, как правило, Вам это будет стоить немало времени и нервов. Покупка на рынке не худший выбор. Особенно если уже имели дело с продавцом и обмен бракованных запчастей происходил без особых проблем.
Замена.
Замена амортизатора не сложное дело, но присутствует много важных мелочей и необходим специальный инструмент. Стоимость замены пары передних амортизаторов 8-15 $ на Таврии. Не такая большая сумма, так что лучше это делать доверить СТО. Процедуру замены описывать не будем(прочитать об этом можно здесь), но отмечу ряд распространённых ошибок, исправить которые в силах любому водителю.
После замены амортизаторов надо сделать "развалсхождение". Обязательно. Не слушайте рассказы "мы пометим болт с эксцентриком и всё будет ок". Перед регулировкой "развала" мастер проверяет ходовую, если имеются люфты, то отказывается выполнять регулировку. Что бы не ездить "туда-сюда", проверяйте ходовую до замены амортизаторов, и если есть люфты, делайте всё сразу.
Попросите мастера окончательно затягивать гайки на штоке, после того, как автомобиль будет стоять на колёсах. Так обеспечивается соосность всех элементов стойки. Многие пренебрегают этим правилом.
Нередко приходиться менять вместе с амортизаторами чехлы, буфер отбоя, верхнюю опору, болт регулирующий "развал". Поинтересуйтесь наличием необходимых запчастей на складе СТО. Или запаситесь этими запчастями сразу, на рынке или в магазине. При покупке оговорите с продавцом, что в случае ненадобности сможете вернуть. Продавцы обычно идут на встречу.
Амортизаторы необходимо менять только парами. Не раз приходилось слышать такую историю: "задолбался менять правый (левый) амортизатор, один стоит уже 30 тыс, а второй три раза менял, 10 тыс и ломается". Амортизатор со временем утрачивает свои свойства. Ухудшается демпфируемость, время реакции на колебание. При установке одного нового, вся нагрузка ложится на него. Новый амортизатор срабатывает раньше и с большим усилием. На такие условия работы он не рассчитан. Поэтому быстро выходят из строя.