АвтоЗАЗ История предприятия
Часть 1
История Запорожского автомобилестроительного завода ведется с момента создания в 1863г. голландцем по происхождению колонистом Абрагамом Коопом предприятия, специализировавшегося на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования.
1908г. Основан Мелитопольский моторный завод.
1923г. Запорожский завод под названием "Коммунар" начинает выпускать зерноуборочные комбайны и другую сельскохозяйственную технику.
1959г. Начало легкового автомобилестроения в Украине. Было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей.
В Советском Союзе опытные работы над микролитражками развернулись в середине 50-х. Был создан ряд экспериментальных образцов, но до серийного производства дело пока не доходило.
Почему выбор пал именно на это предприятие, занимавшееся выпуском различных комбайнов, в том числе кукурузоуборочных, сегодня, наверное, точно не скажет никто. Может, на решение тогдашнего председателя Совмина Н. С. Хрущева повлияла его всенародно известная любовь к кукурузе? А может, правы те заводские ветераны, которые утверждают, что его долго и нудно уговаривал тогдашний директор завода Т. Е. Габелко?
Как бы там ни было, решение появилось, и лед тронулся. Территория завода превратилась в большую стройку. Меньше чем за год возвели новый инструментальный цех площадью 6000 м2. Построили первую очередь кузовного корпуса и здание конструкторско-экспериментального отдела. Главный корпус реконструировали и расширили: здесь оборудовали цех окраски и отделки, а также сборки и сдачи автомобилей. К нему пристроили еще одно помещение для нового цеха металлопокрытий...
FIAT-600
Тем временем, параллельно шли работы и над конструкцией нового автомобиля. Прямым предком «Запорожца» считается опытная заднемоторная микролитражка «444», построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Первый ее образец появился еще в 1957 году, а второй, модернизированный, - в 1958-м. Внешне она сильно напоминала FIАТ 600, хотя и отличалась в деталях. Важным моментом были 13-дюймовые колеса (вместо 12-дюймовых) и увеличенный клиренс. Но главная разница состояла в двигателе. Если на итальянской машине стоял специально разработанный 4-цилиндровик жидкостного охлаждения, то на МЗМА-444 решили обойтись суррогатом: 2-цилиндровый оппозитный «воздушник» МД-65 в 17,5 л. с. являлся вариацией мотоциклетного движка Ирбитского завода. Как показали испытания, агрегат этот был слабоват и недолговечен.
Специально для советского «народного автомобиля» НАМИ в 1959 году были изготовлены два опытных 4-цилиндровых мотора воздушного охлаждения. В июле появился двигатель ЗАЗ-965Г с противолежащим расположением цилиндров - своего рода перепев конструкции фольксвагеновского «Жука». А в конце года построили V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
Нужно сказать, что V-образные 4-цилин-дровые двигатели вообще встречаются нечасто. Их органический недостаток - плохая уравновешенность момента сил инерции первого порядка. Однако в данном случае этот порок механического сердца «вылечили», установив специальный компенсационный вал с противовесами. Он вращался с той же скоростью, что и коленчатый вал, но в противоположную сторону. И теперь на первый план выступало преиму-щество V-образного мотора: по сравнению с оппозитным он был куда компактнее. Поэтому неудивительно, что при выборе силового агрегата для «Запорожца» предпочтение отдали именно ему. Возможно, сыграло свою роль и то, что на новейших западногерманских машинах Ford Taunus тоже стояли моторы V4 - правда, жидкостного охлаждения.
Что касается «Запорожца» в целом, то по сравнению с московским МЗМА-444 он был существенно улучшен. Кузов изменился и стал прочнее. Коробку передач усилили. Передняя подвеска на архаичной поперечной рессоре уступила место компактной торсионной, что позволило увеличить объем багажника. Общий вес автомобиля несколько возрос, но зато увеличились его надежность и долговечность.
В январе 1960 года ЗАЗ и Мелитопольский завод по чертежам МЗМА и НАМИ изготовили три опытных «Запорожца» с двигателями МеМЗ-965В. С FIAT-600 января по март шли межзаводские испытания. При этом машины № 1 и № 2 накатали по 5 тыс. км, а машина № 3 ~ 14 тыс. После чего вся троица поступила в распоряжение межведомственной комиссии. Испытания начались 7 марта и закончились по основной программе к 25 июля.
На ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов.
С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. (ЗАЗ – 965, 746 см3, 22 л. с.) Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).
Один из первых серийных «Запорожцев» и ЗАЗ-965 более поздних выпусков
322 106. Именно столько автомобилей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А было выпущено в 1960–1969 годах.
ЗАЗ-965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. Уже в 1961 году на ВДНХ в Москве был продемонстрирован первый опытный образец ЗАЗ-966, разработанный непосредственно в Запорожье.
И вот что интересно: параллельно с работой над новой легковой моделью конструкторы «Коммунара» упорно трудились над целым семейством... грузовиков(!). В то время в Советском Союзе наблюдалась острая нехватка малотоннажных развозных автомобилей. Запущенные в производство в 1958 году фургон и бортовой грузовичок УАЗ-450 грузоподъемностью 800 кг проблемы полностью не устраняли. Эти модели оказались довольно тяжелыми и неэкономичными.
Запорожским конструкторам во главе с бывшим газовцем Юрием Наумовичем Сорочкиным было мало лишь одной новой модели - ЗАЗ-966, да и директор, Сергей Александрович Сериков, спал и видел, что завод заявит о себе "во весь голос", как о самостоятельном мощном автопроизводителе.
...В министерские планы грузовичок ЗАЗ-970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым конструктором, а еще и организатором. Директор "Коммунара", как было принято говорить тогда, "изыскал внутренние резервы", и работа над новой моделью закипела.
За основу использовали агрегатную базу нового «Запорожца» ЗАЗ-966. Было разработано два малотоннажных семейства: не-полноприводное ЗАЗ-970 и полноприводное ЗАЗ-971.
Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.
Первый образец, прозванный на заводе "Точило", отличался коротким "капотом" и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. "Бескапотные вагончики" появились уже в 1962-м.
Ранний вариант ЗАЗ-970 ПолноприводныйЗАЗ-971
Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и толщину лонжеронов подбирали опытным путем - ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально "накатали" соседи с "Запорожстали".
На украинские микрогрузовики 887-кубовый мотор перекочевал с серийной модели ЗАЗ-965А (он же применялся и на опытном ЗАЗ-966). В отличие от своего предшественника рабочим объемом 747 см3, устанавливавшегося на «просто» ЗАЗ-965, он имел увеличенную с 23 до 27 л. с. мощность. Помимо этого, на машины перешла с ЗАЗ-966 независимая подвеска всех колес передняя - торсионная на продольных рычагах и задняя - пружинная.
Автомобили - как с колесной" формулой 4x2, так и полноприводные - получили три разных типа кузова. Цельнометаллические фургоны ЗАЗ-970Б и ЗАЗ-971Б имели перегородку между кабиной и грузовым отсеком. При небольших наружных габаритах машины (длина 3400 мм, ширина 1320 мм и высота 1650 мм) объем отсека для поклажи составлял 2,5 м3, а его грузоподъемность ~ 350 кг (при наличии водителя и одного пассажира). Заднемоторная компоновка фургона обуславливала специфику доступа в грузовой отсек, который в основном осуществлялся сбоку, с правой стороны - через двухстворчатые распашные-дверцы шириной 940 мм. Погрузочная высота составляла 500 мм. Сзади, над мотором имелась еще одна небольшая вспомогательная дверца.
ЗАЗ-970Б ЗАЗ-970В
На базе фургонов были созданы грузопассажирские автомобили ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В. Они могли перевозить 6~7 человек (включая водителя) или 5 человек и 175 кг груза (при сложенном заднем сиденьи), или 2 человека и 350 кг груза (при сложенных двух последних рядах сидений).
Модели ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы и предназначались для перевозки 400 кг груза в таре, а также двух человек. Интересно, что, подобно фургону, у них сбоку были распашные дверцы - только высотой с борт грузовичка. Снаряженная масса составляла 700-750 кг (в зависимости от модификации), а максимальная скорость достигала 70 км/ч. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км.
Полноприводный ЗАЗ-971Г
Образцы строили очень быстро. По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин - в прошлом конструктор-кузовщик.
Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном "полигоне" было все что нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций - потенциальных потребителей грузовичков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство.
И испытателям, и "купцам" машина нравилась, только "горб" в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы даже такие меры оказались неефективными, завод еле-еле тянул план, на подходе был "966-й", а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.
Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе.
С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий "распробовали" и минивэны.
|