Главная

Регистрация

Вход
Всё о ЗАЗ
Четверг, 28.Марта.2024, 14:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
ЗАЗ [7]
НОВОСТИ [7]
ЗАЗ-965 "Горбатый" [16]
ЗАЗ-966 "Запорожець" [0]
ЗАЗ-Forza [3]
ЗАЗ-968 "Запорожець" [6]
ЗАЗ-1102 "Таврия" [14]
ЗАЗ-1103 "Славута" [3]
ЗАЗ-1105 "Дана" [2]
ЗАЗ-11055 "Рick up" [1]
ЗАЗ-1109 "ECO" [2]
ЗАЗ-Sens; Lanos; Chanse [3]
ЗАЗ-"I-VAN" Автобус [2]
ЗАЗ-Прототипы; мелкосерийные. [6]
Наш опрос
Какой у Вас автомобиль?
Всего ответов: 2504
Главная » 2008 » Май » 28 » АвтоЗАЗ История предприятия
АвтоЗАЗ История предприятия
17:45
АвтоЗАЗ История предприятия
 
Часть 1
 
   История Запорожского автомобилестроительного завода ведется с момента создания в 1863г. голландцем по происхождению колонистом Абрагамом Коопом предприятия, специализировавшегося на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования.
   1908г. Основан Мелитопольский моторный завод.
   1923г. Запорожский завод под названием "Коммунар" начинает выпускать зерноуборочные комбайны и другую сельскохозяйственную технику.
   1959г. Начало легкового автомобилестроения в Украине. Было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей.
   В Советском Союзе опытные работы над микролитражками развернулись в середине 50-х. Был создан ряд экспериментальных об­разцов, но до серийного производства дело пока не доходило.
   Почему выбор пал именно на это пред­приятие, занимавшееся выпуском различных комбайнов, в том числе кукурузоуборочных, се­годня, наверное, точно не скажет никто. Может, на решение тогдашнего председателя Совмина Н. С. Хрущева повлияла его всенародно извест­ная любовь к кукурузе? А может, правы те заво­дские ветераны, которые утверждают, что его долго и нудно уговаривал тогдашний директор завода Т. Е. Габелко?
   Как бы там ни было, решение появилось, и лед тронулся. Территория завода преврати­лась в большую стройку. Меньше чем за год возвели новый инструментальный цех площа­дью 6000 м2. Построили первую очередь кузов­ного корпуса и здание конструкторско-экспериментального отдела. Главный корпус рекон­струировали и расширили: здесь оборудовали цех окраски и отделки, а также сборки и сдачи автомобилей. К нему пристроили еще одно по­мещение для нового цеха металлопокрытий...
 
FIAT-600
 
   Тем временем, параллельно шли работы и над конструкцией нового автомобиля. Прямым предком «Запорожца» считается опытная заднемоторная микролитражка «444», построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Пер­вый ее образец появился еще в 1957 году, а второй, модернизированный, - в 1958-м. Внешне она сильно напоминала FIАТ 600, хо­тя и отличалась в деталях. Важным моментом были 13-дюймовые колеса (вместо 12-дюй­мовых) и увеличенный клиренс. Но главная разница состояла в двигателе. Если на италь­янской машине стоял специально разрабо­танный 4-цилиндровик жидкостного охлаж­дения, то на МЗМА-444 решили обойтись суррогатом: 2-цилиндровый оппозитный «воздушник» МД-65 в 17,5 л. с. являлся вари­ацией мотоциклетного движка Ирбитского завода. Как показали испытания, агрегат этот был слабоват и недолговечен.
   Специально для советского «народного ав­томобиля» НАМИ в 1959 году были изготовлены два опытных 4-цилиндровых мотора воздушно­го охлаждения. В июле появился двигатель ЗАЗ-965Г с противолежащим расположением цилиндров - своего рода перепев конструкции фольксвагеновского «Жука». А в конце года по­строили V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
   Нужно сказать, что V-образные 4-цилин-дровые двигатели вообще встречаются нечас­то. Их органический недостаток - плохая урав­новешенность момента сил инерции первого порядка. Однако в данном случае этот порок механического сердца «вылечили», установив специальный компенсационный вал с противо­весами. Он вращался с той же скоростью, что и коленчатый вал, но в противоположную сторо­ну. И теперь на первый план выступало преиму-щество V-образного мотора: по сравнению с оппозитным он был куда компактнее. Поэтому неудивительно, что при выборе силового агре­гата для «Запорожца» предпочтение отдали именно ему. Возможно, сыграло свою роль и то, что на новейших западногерманских маши­нах Ford Taunus тоже стояли моторы V4 - прав­да, жидкостного охлаждения.
   Что касается «Запорожца» в целом, то по сравнению с московским МЗМА-444 он был существенно улучшен. Кузов изменился и стал прочнее. Коробку передач усилили. Передняя подвеска на архаичной поперечной рессоре уступила место компактной торсионной, что позволило увеличить объем багажника. Об­щий вес автомобиля несколько возрос, но зато увеличились его надежность и долговечность.   
   В январе 1960 года ЗАЗ и Мелитопольский завод по чер­тежам МЗМА и НАМИ изготовили три опытных «Запорожца» с двигателями МеМЗ-965В. С FIAT-600 ян­варя по март шли межзаводские испытания. При этом машины № 1 и № 2 накатали по 5 тыс. км, а машина № 3 ~ 14 тыс. После чего вся трои­ца поступила в распоряжение межведомствен­ной комиссии. Испытания начались 7 марта и закончились по основной программе к 25 июля.
   На ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
   Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов.
   С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. (ЗАЗ – 965, 746 см3, 22 л. с.) Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).
 
 
  
Один из первых серийных «Запорожцев» и ЗАЗ-965 более поздних выпусков
                
322 106. Именно столько автомоби­лей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А было выпущено в 1960–1969 годах.
  
ЗАЗ-965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. Уже в 1961 году на ВДНХ в Москве был продемонст­рирован первый опытный образец ЗАЗ-966, разработанный непосред­ственно в Запорожье.
   И вот что интересно: параллельно с ра­ботой над новой легковой моделью конст­рукторы «Коммунара» упорно трудились над целым семейством... грузовиков(!). В то время в Советском Союзе наблюдалась ост­рая нехватка малотоннажных развозных ав­томобилей. Запущенные в производство в 1958 году фургон и бортовой грузовичок УАЗ-450 грузоподъемностью 800 кг проб­лемы полностью не устраняли. Эти модели оказались довольно тяжелыми и неэконо­мичными.
   Запорожским конструкторам во главе с бывшим газовцем Юрием Наумовичем Сорочкиным было мало лишь одной новой модели - ЗАЗ-966, да и директор, Сергей Александрович Сериков, спал и видел, что завод заявит о себе "во весь голос", как о самостоятельном мощном автопроизводителе.
   ...В министерские планы грузовичок ЗАЗ-970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым конструктором, а еще и организатором. Директор "Коммунара", как было принято говорить тогда, "изыскал внутренние резервы", и работа над новой моделью закипела.
   За основу использовали агрегатную базу нового «Запорожца» ЗАЗ-966. Было разра­ботано два малотоннажных семейства: не-полноприводное ЗАЗ-970 и полнопривод­ное ЗАЗ-971.
   Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.  
   Первый образец, прозванный на заводе "Точило", отличался коротким "капотом" и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. "Бескапотные вагончики" появились уже в 1962-м.
 
 
Ранний вариант ЗАЗ-970              ПолноприводныйЗАЗ-971
 
   Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и толщину лонжеронов подбирали опытным путем - ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально "накатали" соседи с "Запорожстали".
   На украинские микрогрузовики 887-кубовый мотор перекочевал с серийной моде­ли ЗАЗ-965А (он же применялся и на опыт­ном ЗАЗ-966). В отличие от своего предше­ственника рабочим объемом 747 см3, устанавливавшегося на «просто» ЗАЗ-965, он имел увеличенную с 23 до 27 л. с. мощ­ность. Помимо этого, на машины перешла с ЗАЗ-966 независимая подвеска всех колес передняя - торсионная на продольных ры­чагах и задняя - пружинная.
   Автомобили - как с колесной" формулой 4x2, так и полноприводные - получили три разных типа кузова. Цельнометаллические фургоны ЗАЗ-970Б и ЗАЗ-971Б имели перегородку между каби­ной и грузовым отсеком. При небольших на­ружных габаритах машины (длина 3400 мм, ширина 1320 мм и высота 1650 мм) объем отсека для поклажи составлял 2,5 м3, а его грузоподъемность ~ 350 кг (при наличии водителя и одного пассажира). Заднемоторная компоновка фургона обу­славливала специфику доступа в грузовой отсек, который в основном осуществлялся сбоку, с правой стороны - через двухствор­чатые распашные-дверцы шириной 940 мм. Погрузочная высота составляла 500 мм. Сза­ди, над мотором имелась еще одна неболь­шая вспомогательная дверца.
 
ЗАЗ-970Б                                              ЗАЗ-970В 
 
   На базе фургонов были созданы грузо­пассажирские автомобили ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В. Они могли перевозить 6~7 человек (включая водителя) или 5 человек и 175 кг груза (при сложенном заднем сиденьи), или 2 человека и 350 кг груза (при сложенных двух последних рядах сидений).
   Модели ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели от­крытые грузовые платформы и предназна­чались для перевозки 400 кг груза в таре, а также двух человек. Интересно, что, подоб­но фургону, у них сбоку были распашные дверцы - только высотой с борт грузовичка. Снаряженная масса составляла 700-750 кг (в зависимости от модификации), а максимальная скорость достигала 70 км/ч. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км.
 
Полноприводный ЗАЗ-971Г
 
   Образцы строили очень быстро. По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин - в прошлом конструктор-кузовщик.
   Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном "полигоне" было все что нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций - потенциальных потребителей грузовичков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство.
   И испытателям, и "купцам" машина нравилась, только "горб" в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
   Увы даже такие меры оказались неефективными, завод еле-еле тянул план, на подходе был "966-й", а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.
   Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе.
   С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий "распробовали" и минивэны.
Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 5422 | Добавил: vse-o-zaz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ТОП ФОРУМА
  • Street racing car (163)
  • Автомобили которые не стали на конвеер (123)
  • ЗАЗ - 1105 (105)
  • СДЕЛАТЬ САЛОН ПОКОМФОРТНЕЕ (71)
  • Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Теги
    Календарь
    «  Май 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz